Батюшка поет рэп отец максим в контакте. Священник-рэпер MC Nastoyatel: «Я юродствую, чтобы до вас достучаться. Это течение создаёт раба вместо гения

Маленькое село Чемурша рядом с Чебоксарами, разбитая ухабистая дорога и чуть больше 400 жителей, для которых несколько лет назад отстроили новенькую деревянную церковь и пригласили молодого священника. 42-летний батюшка Максим служит в храме, ведет воскресную школу, делает православную передачу на местном радио... А на досуге вспоминает свою звездную уральскую юность и читает рэп. Вернее, «проповеди в стиле рэп». Записывается он под ником MC Nastoyatel и буквально пару недель назад выпустил . Ради такой новости мы возобновили спецпроект и доехали до Чувашии, чтобы узнать, как бывший диджей пришел к вере и что думает церковное начальство о речитативах настоятеля.

Я учился в УПИ, на факультете экономики и управления, параллельно работал на радио и увлекся тогда рэпом. Мне нравилась его энергетика, мужская такая, бойцовская. Эту музыку мало кто слушал, но нашлись единомышленники, такие же белые вороны: Дима Dry Ice и Саша T-Bass, с которыми мы сделали проект EK-Playaz. И примерно в это время у меня начали появляться размышления о том, что это все не то, чему бы я свою жизнь посвятил . Где-то в глубине души шли поиски чего-то самого главного. Мы тогда заключили контракт с продакшн-студией, начали ездить по фестивалям. Это начало 2000-х, московские клубы, большие площадки…

Мне стало очень интересно все, что связано с православием. Я не вырос в православной семье, не ходил в церковь. Крестился я уже взрослым, в армии. Я служил в роте охраны, там были караулы через сутки, мы охраняли химическое оружие и склады с боеприпасами. И вот я стоял ночами на вышке, совершенно один, и размышлял о чем-то таком важном. Звездное небо, поезда стучат вдалеке, огни города где-то там. И вдруг я ощущаю, что звезды слишком близко. Что Бог слишком рядом, чем я думал раньше. А потом мои внутренние поиски закончились тем, что в душе произошла встреча с Богом. Я почувствовал Его присутствие, присутствие благодати. Меня перевернуло совершенно. Этот момент сложно описать. Ни один верующий человек не сможет воспроизвести в памяти точно по секундам: вот вчера я был неверующим - а сегодня верующий. Есть некая мистика в этом. Я помню внутренний тупик, противоречия, которые вдруг обнажились. В один прекрасный момент я, наверное, как-то искренне и глубоко обратился к Богу - и он мне ответил. И вот это благодатное присутствие меня изменило.

Но после армии меня еще штормило, я был далеко от церкви. Наверное, у меня были молитвы запутавшегося парня, который хотел найти свое место в жизни. Это как в том анекдоте, когда миллионера спрашивают, как он разбогател. И он долго рассказывает, как приехал в Америку с двумя долларами в кармане, купил на них два лимона, выжал сок, продал лимонад, потом купил четыре лимона… А потом умерла бабушка и оставила огромное наследство. Вот и у меня так же - просто произошло чудо.

Для моих родителей все это, конечно, стало огромным удивлением, что я так резко ушел в веру. Но они никогда не пытались мне что-то навязать. С друзьями своими я тогда тоже все время сбивался на богословские темы - это называется «синдром неофита». Сейчас я со многими в хороших отношениях, но как-то все перестраивается со временем, люди, которые ближе к вере, стали мне ближе.

Это было очень быстро, с корабля на бал. Я ответил на тот призыв, который у меня в сердце загорелся, и решил поступить заочно в московский Свято-Тихоновский богословский институт, мне просто было интересно.

Учиться было очень трудно, я с утра до вечера читал, и так три с половиной года подряд. Познакомился с отцом Иеронимом - известный старец в Чувашии был, наместник Свято-Троицкого монастыря. Я тогда себя не представлял священником, размышлял, принимать монашество или жениться. А отец Иероним сказал сразу: «Ты должен быть священником». И это легло мне в душу. Я поехал в монастырь в Алатыре, который он помогал восстанавливать, там же познакомился с будущей супругой, отец Иероним нас повенчал и предложил остаться в Чувашии. Ходатайствовал, чтобы мне позволили стать священником.

Господь призывает: «Оставь все и следуй за мной». Вот как-то так и со мной произошло. Я переехал в Чувашию, стал священником. В первое время было очень тяжело. Жизнь поменялась полностью. Есть определенные качества, которые нужны для такой жизни. Смирение прежде всего. Но я не такой человек, чтобы бросать все на полпути. Нет у меня крамольных мыслей куда-то бежать, что-то менять резко. Да и четверо детей у меня - я сейчас не могу решать только за себя.

Проект «Настоятель» - это чистое миссионерство, попытка воцерковить рэп, как христиане когда-то воцерковляли язычество, оставляя во многом форму, но меняя суть. Это попытка показать ребятам, которые интересуются и верой, и хип-хопом, что это можно совмещать и делать что-то такое. Показать, что священник - гораздо ближе, чем кажется, что он неплохо разбирается в рэпе и может еще покруче тебя почитать. В клипе я езжу на старенькой , у товарища взял, и в спортивном костюме Adidas, я в нем на тренировки хожу. Это специальная провокация, чтобы показать, что священник - тоже человек.

Мало кто занимается с молодежью, есть при крупных храмах разные православные движухи, где все ходят в одинаковых майках, что-то делают - это прекрасно, но туда приходят те, кто уже близок к вере. А те, кто сидит во дворах, - тоже отличные ребята, они увлекаются рэпом, и к ним никто не обращается. В американском рэпе давно такое есть: Gospel Rap, Holy Hip-Hop. И у нас есть такая потребность.

Еще одна цель этого проекта - некоторое юродство. Я сам по себе человек немножко эпатажный, и мне хочется как бы с другой стороны подойти к вам. Человек привык, что ему будут говорить: евангелие, заповеди, все такое… И он уже отрастил броню против этого. А если кто-то подойдет к нему со спины и постучит - эй, я здесь! - может быть, он еще там не успел построить эти бетонные заборы. Апостол Павел сказал: «Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих».

Подозреваю, что митрополит знает об этом, но пока дает мне карт-бланш - или одуматься, или сделать что-то хорошее. Более старшие прихожане не дерзают что-то такое батюшке говорить - ну чудит батюшка, пускай. Мои прихожане как ходили ко мне, так и ходят. Приходят иногда отзывы - мол, так нельзя. Но у меня свои взаимоотношения с Богом, и я стараюсь Ему поверять свои шаги, если я что-то сделал - значит, у меня есть потребность такая и умысел, зачем я это сделал.

Самое трудное для священника - быть человеком по-настоящему жертвенным и отзывчивым для всех. Я понимаю, каким должен быть священник, но реальная жизнь показывает, что иногда кишка тонка. Людей слишком много, а времени мало. Но зато ты видишь, куда тебе стремиться и что у тебя сейчас не так.

Я нашел ответ на вопрос, в чем смысл. Я ощутил в своей жизни присутствие Бога, понял, что тот жизненный путь, который мне дан, - вот по нему и надо идти. В молодости я все прыгал, пытался найти, что мое, что не мое - этого уже нет. Сейчас я ощущаю себя в своем русле и ощущаю, что это я живу, а не кто-то за меня живет.

Господь не прессует твои увлечения - только это все должно быть во славу Богу. Просто будьте честным сами с собой, и если есть какие-то противоречия - разрешайте их, не откладывайте на понедельник. Да и у меня, может, еще все впереди, я не знаю, как еще будет штормить. Самое главное - веру не расплескать.

Более пяти тысяч просмотров и прослушиваний, сотни «лайков» и репостов - такова реакция слушателей на православный рэп исполнителя Nastoyatel. Под этим ником скрывается священник Максим Курленко, клирик Чувашской митрополии. До принятия сана он был рэпером и ди-джеем. Спустя девять лет музыкального молчания вернулся - чтобы облечь в рэп-форму проповеди и размышления о жизни во Христе.

Неклассический священник

«Владыка о моей деятельности знает. Если будут с его стороны возражения - занятия музыкой прекращу. Но он пока не ругал. Владыка у нас добрый, доверяет», - иерей Максим Курленко возглавляет епархиальный отдел по работе с молодежью, а еще он - настоятель храма в поселке Сосновка под Чебоксарами.

С молодежью отец Максим общается много и охотно. Ведет программу «С нами Бог» на местном радио, читает лекции, публикуется в газетах, устраивает круглые столы. А еще - идет к тем, кто не воцерковлен. И, пожалуй, именно они - как скажут маркетологи - целевая аудитория рэпа в исполнении чебоксарского батюшки. «Лекции - это хорошо. Но они не для всех, - объясняет отец Максим. - А - эта та же проповедь, облеченная в понятный многим язык».

Ключевая песня в альбоме отца Максима называется «Без благодати». Ее рефрен: «Без благодати, нам с колен не встати» - уверенный речитатив священника сопровождает размеренный бит и перебор гитарных струн. В клипе на песню - история подростка, молодого человека. Каждый день он ходит рядом с храмом: ходит мимо - к тонированной машине, через окошко которой ему продают наркотики. Потом он решается и однажды заходит в храм. Сверток с наркотиками летит в урну.

Отец Максим знает, какие слова и образы понятны молодым. Десять лет назад он был участником рэп-группы EK Players из Екатеринбурга, работал ди-джеем, был погружен в то, что сейчас называют уличной культурой. Его рэп-группа в молодежных кругах была известна: выступала на столичной сцене, их альбомы выходили на кассетах и дисках. Но уже тогда, говорит отец Максим, внутри него не прекращался духовный поиск. И уличная культура для ответа на духовные запросы была мала. Так музыкант из Екатеринбурга оказался студентом в Москве. Во время учебы был рукоположен и уехал в Чебоксары - служить в небольшом храме за городом.

«Для прихожан я священник в классическом понимании этого слова, - говорит он. - Там, в селе, в храм ходят в основном люди пожилые, бабушки и дедушки. Интернета у них нет. О том, что я пишу рэп, не знают».

Хип-хоп служение

Музыку к композициям - так называемые «биты» - подарили бывшие друзья-музыканты. У себя дома отец Максим сделал сведение и мастеринг - эти навыки остались у него еще со времен ди-джейства. Клип сняли при помощи друзей. Как говорит сам священник, на запись и раскрутку альбома он не потратил ни копейки. Тем ни менее, резонанс от композиций, выложенных в интернет, вышел нешуточный. Сработало сарафанное радио: песни отца Максима, скрывшегося под сценическим именем «Настоятель», стали распространять по сети. Сотни людей написали и поблагодарили за творчество. Нежданно-негаданно пришла известность.

История из клипа отца Максима иногда повторяется и в жизни. «Ребята некоторые пишут, что послушали альбом и теперь, якобы, бросили вредные привычки и ходят в Церковь. Мне такие истории, честно говоря, кажутся не совсем правдой», - говорит отец Максим. Но он признает: если его творчество действительно заставит человека задуматься и что-то пересмотреть - цель будет достигнута. «Препоны, которые якобы есть между молодым человеком и Церковью - это картонные заборы. От них нужно избавляться».

Священник планирует и дальше писать рэп - пока это не будет мешать его службе. Его опыт обращения к хип-хопу как форме проповеди - не единичен. Свой рэпер есть , где молодой семинарист по имени Антон Панченко тоже пишет рэп-тексты православной тематики. Два года назад он даже получил благословение от владыки на миссионерские концерты. Тогда в епархии так прокомментировали это начинание: служение Господу возможно разными способами, и рэп - один из них.

Михаил Боков

Священник из Чувашии Максим Курленко придумал действенный и оригинальный способ привести молодежь к православной вере. В интернете он размещает свои песни о жизни и вере на языке рэпа. У отца Максима уже появились свои поклонники — у его композиций тысячи просмотров, лайки и перепосты.

Отец Максим в общем-то ничем не отличается от других священников. Большинство его прихожан даже не догадываются, что он пишет рэп. Храм поселка Сосновка под Чебоксарами, который и возглавляет батюшка, посещают в основном пожилые люди. У священника есть и другая аудитория — молодежь, свободно пользующаяся интернетом. Те, кто в огромном море соблазнов с трудом могут найти себя и свой путь.

Мои песни — это только кирпичики. Как и те лекции, уроки, которые я провожу с ребятами. Это те кирпичики, которые, я надеюсь, в будущем смогут помочь им выстроить храм своей души. Я стараюсь быть искренним в своих песнях. Искренность и честность — это самое важное.

Впрочем, отец Максим много общается с молодежью и лично. Он возглавляет отдел по работе с молодежью Чебоксарской епархии. С подростками священник проводит лекции, беседы. Ведет программу на местном телевидении и радио, публикуется в газетах, имеет страничку в соцсети. Но достучаться до некоторых подростков удается именно с помощью рэпа. Потому что им это близко и понятно.

Не так давно читала в газете, что батюшка, вроде в Тверской области, играет в рок-группе. И меня это ни капельки не смущает. Какая разница — рок, рэп? Ведь главное это слова, это смысл песни. Эти композиции наполнены добром и светом. В них нет призыва к насилию, преступлениям, чем порой отличаются некоторые современные эстрадные псевдохиты. Православный рэп учит добру и, по-моему, — это главное. И совсем не важно, кто исполняет композиции — священник это или нет.

Профессионализм в песнях священнослужителя чувствуется сразу. Задолго до принятия сана, можно сказать еще в прошлой жизни, Максим Курленко работал ди-джеем на радио. А еще он участвовал в екатеринбургской рэп-группе EK Playaz.

Коллектив был популярен среди молодежи: музыканты выпускали диски и кассеты, были гостями и на столичной сцене.

Начитывает и сводит треки священник в домашней студии. Рука набита еще со времен рэп-группы.

Последний клип на песню «Без благодати» отец Максим снял с помощью друзей. Видео рассказывает, как подросток, покупающий наркотик в тонированной иномарке, заходит в храм. Светлые образы икон, свечи… Выйдя на улицу, парень выкидывает пакетик с зельем. И верится, что к злополучной тонированной иномарке он не вернется уже никогда. Отец Максим рассказывает: на съемку не было потрачено денег. Тем не менее отклик получился широкий.

Я поддерживаю эту идею. Не раз слышал песни на арабском, в которых прославляется Аллах. У протестантов есть такие композиции. У нас же, в православной религии, таких песен мало. И хорошо, что это рэп-исполнение. Потому что различные лекции, проповеди для молодежи — это далеко и непонятно. А рэп — это то, что просто и понятно. Важно, чтобы с молодежью разговаривали на ее языке.