Краски Жизни - всё для осознанного воспитания. Как привить ребенку любовь к учебе: почему одни учатся с удовольствием, а другие нет? Не пытайтесь, чтобы ребенок всё делал идеально

Очень важно создать позитивную атмосферу обучения. Первые обучения в жизни ребенка – это сидения, ползания и хождения. Пускай он испытывает только положительные эмоции при этом. Если же процесс обучения будет ассоциироваться у ребенка с чем-то неприятным, то желание учиться пропадет, и неизвестно - появится ли вовсе. Занимайся сама или пускай образование станет обязанностью супруга. Если у твоего ребенка есть няня, пускай несколько часов своей работы посвящает образованию ребенка. Запиши ребенка на танцы, курсы и т.п. Но не забывай, что детство с играми и мультиками у него тоже должно быть. Поощряй ребенка как и материально, так и эмоционально. Используй похвалу. Но знай, что всему есть предел.

Игры

Пускай его игры и игрушки будут не пустой тратой времени, а также чему-то научат малыша. Используй каждую минуту, пускай время проходит не зря. А то привить любовь к знаниям чем позже – тем сложнее. Ребенок должен осознавать, что он вырос уже с мыслью в голове о любви к учебе. Когда же ему навязывают эту тягу искусственно, вряд ли она приживется надолго в его мозгу.

Что ты можешь сделать

Хоть ребенок в раннем возрасте понимает не так много, как хотелось бы, со временем он будет понимать происходящее лучше. Советы родителям:

  • смотрите новости и документальные фильмы по телевизору;
  • приобретайте учебные видеофильмы;
  • посещайте музеи истории, научные, художественные, зоопарки, ботанические сады, и исторические памятники;
  • читайте статьи в газете, новости, и журналы вместе – ты читай, а ребенок пусть картинки смотрит, сидя рядом.
  • познакомь ребенка с городской библиотекой.

Главное для родителей, помнить, что они - самые важные учителя в жизни ребенка. Помоги ребенку познать этот мир, при этом прививая ему любовь к знаниям. В будущем это окупится тебе сполна здоровыми нервами и успешными сыном или дочерью.

Как найти такие слова, методы и приемы, чтобы школьник добровольно и самостоятельно выполнял свою основную обязанность?

С этим вопросом, особенно актуальным на старте самой длинной учебной четверти, корреспондент "РГ" обратилась к специалисту - кандидату педагогических наук Маргарите Крайниковой, начальнику научно-исследовательского отдела Нижегородского института развития образования.

Российская газета: Итак, как же заставить ребенка учиться?

Маргарита Крайникова: Давайте сразу оговоримся: смысл слова "заставить" предполагает некое давление, насилие. С этой точки зрения "заставить" ребенка учиться совершенно невозможно. Конечно, послушный сын, опасаясь вашего гнева, будет выполнять школьные задания, но, как известно, рабство еще никому не приносило счастья. Представьте только, какое омерзение вызывает у вашего ребенка такое учение, как говорят в народе, из-под палки. Кроме того, нужно помнить, что воздействие родителей будет результативно только до определенного возраста. Настанет время, когда чадо перестанет их бояться.

РГ: То есть школьника можно заставить сесть за уроки и даже сделать их, но заставить проявлять интерес к предмету, любить учебу как ежедневную радостную деятельность - не получится?

Крайникова: Существует некий "двигатель", без которого учеба воспринимается нашими детьми как скучная и бессмысленная обязанность. Этот двигатель - мотивация, в педагогическом научном определении - совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности. Иными словами, это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение цели. Он-то, этот двигатель, нам и поможет.

РГ: Родители искренне желают, чтобы их ребенок хорошо учился. Они осознают всю серьезность проблемы, когда школьник отлынивает от учебы. С чего нужно начинать ее решение?

Крайникова: Чтобы заставить (или вызвать мотивацию, как мы договорились) ребенка учиться, прежде всего родители должны ответить себе на простой вопрос: а зачем это надо? На первый взгляд, вопрос кажется бессмысленным. "Ну, как же, - думают многие мамы и папы, - все учатся. Мой ребенок что же - хуже других?" Это первая причина, побуждающая родителей воздействовать на детей. Второе рассуждение: "Не будет учиться - начнет по улицам шляться, попадет в дурную компанию... Вино, наркотики..." Но, конечно, не это главное. Вот третья причина, на взгляд родителей, гораздо более веская: "Не будет учиться - не попадет в колледж или вуз, не получит профессию, заберут в армию, чего бы очень не хотелось. Для девочек тоже немаловажно, в каком коллективе находиться: нам, родителям, спокойнее, если потенциальные женихи - будущие профессионалы, люди образованные и воспитанные".

Рассуждаем дальше. Подумайте, уважаемые родители, являетесь ли вы более интеллектуально и нравственно развитыми, чем современные школьники и студенты? Был ли у вас интерес к учебе, казались ли вам знания ценностью? Если нет - то вам придется очень постараться, чтобы ребенок не пошел по вашим стопам.

РГ: Что же делать нам, отцам и матерям, чтобы чадо прилежно училось?

Крайникова: Самой большой проблемой представляется то, что ребенку "ничего не интересно". Значит, задача родителей - найти такое занятие, от которого у вашего сына (или дочери) загораются глаза, и принять участие в его любимой игре. Я имею в виду игру в широком смысле этого слова - как способ познания жизни. В вашем лице ребенок должен видеть человека, увлеченного его делом. И чем раньше это случится, тем проще вам будет в будущем. Для развития порой достаточно небольшого толчка, затем оно продолжится с вашей минимальной поддержкой.

Общее дело не только пробуждает у ребенка интерес к активному постижению мира, но и цементирует семью, создает атмосферу дружбы и взаимопонимания, необходимую для гармоничного развития человека. Часто семейные конфликты возникают именно из-за того, что родителям, по словам детей, нет до них никакого дела. Родители постоянно заняты, устают, на детей не хватает ни сил, ни времени. Хочется обратиться к таким матерям и отцам: пока не поздно, задумайтесь, будете ли вы счастливы, заработав много денег, но потеряв при этом ребенка?! Это мы, взрослые, можем быть самодостаточными. А ребенку нужна любовь и много внимания. Но самый главный принцип воспитания - это уважение. Если ваша семейная атмосфера лишена этого, ребенку дома неуютно, он будет искать место, где его понимают, где он что-то значит для других.

РГ: Итак, папа с сыном играют в теннис, мама с дочкой шьют наряды или выращивают цветы, но на оценки в школе это не влияет.

Крайникова: Ну, по крайней мере с физкультурой, трудом, биологией у этих ребят проблем, вероятно, не будет. Но дело даже не в этом. Каждый человек от рождения наделен разными способностями, которые позднее становятся фундаментом познавательного интереса к определенной деятельности. Все эти способности можно развить. Но один самый важный талант дается каждому. Этот талант - жажда познания. Ваш малыш с первых месяцев жизни открыт для обучения: он ловит звуки, следит за яркими цветными предметами, трогает руками игрушки. Он не только слушает и смотрит, но уже и запоминает ваш голос, музыку, стихи, картины окружающего мира.

Наконец он научился говорить, и наступило время многочисленных вопросов. "Почему снег тает?", "Почему бабушка с палочкой?"... Мама разговаривает по телефону, встретила подругу, просто занята своими мыслями. "Отстань! Надоели твои глупые вопросы", - раздраженно реагирует родительница и тем самым перекрывает самый главный источник знаний для любимого ребенка. Малыш понимает одно: когда он спрашивает о том, что его сейчас интересует, мама сердится. Он будет спрашивать все реже и реже, лучик света познания (просвещение - от слова "свет") может померкнуть... Пройдет совсем немного времени, и эта же мамаша будет жаловаться, что сыну "ничего не интересно", не признаваясь себе, что сама убила в ребенке жажду познания.

РГ: Первые проводники в мир знаний для своих детей - именно родители?

Крайникова: Конечно. Воспитание ребенка - не простой, но радостный труд. Вы растете вместе с ним, развиваетесь, стараетесь быть примером во всем. Вам необходимо его уважение. Значит, ваша жизнь - постоянное стремление вперед.

РГ: Существует много рецептов того, как подготовить ребенка к учебе, есть даже специальные курсы для малышей. Казалось бы, в школу первоклассник пришел во всеоружии: читает, пишет, рисует, даже с компьютером управляется. Почему же рано или поздно большинство школьников теряет интерес к урокам?

Крайникова: Причин много. Вот некоторые из них. Как правило, интерес пропадает в подростковом возрасте, когда самым важным в жизни человека становится не учеба, а социализация. Другими словами, человека больше всего волнует вопрос: нравится или не нравится он сверстникам? Ребята приходят в школу главным образом для того, чтобы общаться. В этот период наступает кризис сознания ребенка, который связан с революционными изменениями в его организме. Спокойно переживают этот неспокойный возраст ребята, подготовленные к труду всей своей предыдущей жизнью. Те, кто с самого раннего возраста знает, что мир полон удивительных и увлекательных вещей. Те, кто умеет творить.

Правильно ли считать учителя виновником плохой учебы ребенка? Учитель действительно способен заглушить ростки интереса к своему предмету, если он злой, глупый, равнодушный, ненавидит детей, не уважает родителей. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок получил хорошее образование, ищите Учителя. Не все так безнадежно, уверяю вас. Достойных учителей, профессионалов, много.

О страхе школьников

Часто ребенок не испытывает радости от познания потому, что не видит результата своей работы. Хорошая работа должна вознаграждаться. Порой школьник после напряженного труда получает заслуженную желанную "тройку", а родители недовольны: они рассчитывали на "пять". У каждого есть свой уровень развития, надо только объективно оценить его. Понять, действительно ли ваш ребенок не способен к математике или ему просто лень решать задачки.

Но если школьник взял планку: справился с ленью или напряг силенки и решил-таки трудную задачу, он достоин похвалы. Сейчас во многих семьях применяют, так сказать, материальное поощрение за оценки. С одной стороны, вы как будто платите за проделанную работу, но с другой - воспитываете корыстного человека, который когда-нибудь ответит вам, заболевшему, одряхлевшему, на просьбу о помощи: "А что мне за это будет?"

Талантливый педагог Шалва Амонашвили, когда ему задали вопрос о правомерности материального поощрения в семье, не cмог скрыть возмущения: "Образование, возможность развития, становление Человека - это большая ценность. Надо ли опошлять ее деньгами!"

Что для вашего ребенка важнее - деньги или ваше хорошее отношение? Ответ зависит от того, насколько благополучна ваша семья. Ведь похвала - это тоже искусство. За что хвалить, какими словами или просто благодарной улыбкой, с какой интонацией? Если малыш будет счастлив, когда вы в восторженных выражениях оцените его хороший поступок, то у подростка ваш восторг вызовет досаду. Здесь нужен более тонкий подход. Косвенная похвала может быть выражена как радость от того, что вот вы устали, думали, что вам еще и мусор выносить, готовить, приводить в порядок квартиру (в зависимости от того, какой подвиг совершил ваш ребенок), а теперь сможете просто отдохнуть. Не бойтесь, что он не почувствует вашу радость, вашу благодарность. Дети очень внимательны.

Помните, что создание ситуации успеха для каждого ребенка - необходимое условие развития волевых качеств. Успешный человек уверен в своих силах, он способен на большие дела, ему свойственно радостное отношение к жизни. Развитые способности к творчеству, к познанию, уверенность в успехе своей деятельности - вот качества, которые должны воспитать родители, чтобы никогда не услышать от своего школьника страшных слов: "Не хочу учиться!"

Важно помнить, что каждый ребенок рожден для того, чтобы обучаться. Подумайте, о том, сколько новых навыков осваивает ребенок в первые два года жизни: добиваться удовлетворения собственных нужд от взрослых, ходить, разговаривать, улыбаться, хмуриться, спать по ночам и играть днем, есть самостоятельно, обмениваться игрушками со сверстниками.

К возрасту 4-5 лет большинство детей знают цвета и цифры, умеют кататься на трехколесном велосипеде, управляться со сложными игрушками и сложными людьми. Если в родительском доме говорят на двух или более языках, ребенок до 10 лет способен стать носителем всех этих языков.

Для ребенка каждый день жизни наполнен огромным количеством новой информации и новых возможностей учиться. Если он не изолирован и не подвергается эмоциональному или физическому насилию, каждый его день наполнен обучением. Каждый день он испытывает удовлетворение от новых побед.

Достаточно посмотреть на маленького ребенка, полного решимости добиться успеха в начатом деле, чтобы научится не сдаваться. Родителям не нужно прививать ребенку любовь к обучению, ведь она заложена в нем природой. Главная задача родителей – сохранить эту любовь.

1.Учитесь сами

Как и в случае со многими другими вещами, любви к обучению дети учатся дома на примере своих родителей. Если родитель любит узнавать новое, если ему нравится решать сложные задачи, если он стремится оттачивать свои навыки до уровня мастерства, ребенок последует этому примеру. Желание расширять собственные знания и умение выходить из зоны комфорта заразительно.

Сохраняйте ваш энтузиазм и любовь к познанию. Делитесь с ребенком историями о том, как вы достигли чего-то, что было совсем не просто. Покажите ребенку, что та или иная задача требует много сил и терпения, однако справившись с ней, вы чувствуете удовлетворение от достижения цели.

2.Разделяйте свою любознательность с ребенком

От природы дети очень любопытны. Поддерживайте это качество в ребенке собственной любознательностью. Задавайте вслух вопрос о том, как работает тот или иной механизм. Принимайте всерьез вопросы ваших детей. Ищите ответы в интернете или в книгах. Вместе смотрите передачи о науке и природе и обсуждайте то, что вы из них узнали. Проводите простые эксперименты дома.

В интернете можно найти огромное количество веселых экспериментов, которые легко провести в домашних условиях, начиная от мини-модели вулкана и заканчивая изучением химии при помощи приготовления еды. Час или два времени, посвященные исследовательской работе по выходным, будет поддерживать любовь ребенка к знаниям.

3.Читайте и еще раз читайте

Академический успех в школе во многом зависит от того, насколько у ребенка развит навык чтения и интерес к чтению. Читайте детям вслух. Предлагайте ребенку читать по очереди – одну страницу - вы, а другую – он. Подбирайте книги, которые «затягивают», так ребенку будет интересно узнать, что будет в следующей главе. Ходите в библиотеку и книжные магазины вместе с ребенком. Как только он научится читать сам, ему откроется целый литературный мир, полный знаний и развлечений. Дети, которые любят читать, не будут испытывать дискомфорт, когда в школе им зададут объемное задание по чтению.

4.Пишите и еще раз пишите

Интересно, что учителя и психологи часто советуют как можно больше читать, а советов научиться писать – не так много. Однако навык письма является ключевым для успеха в школе. Многие родители радуются, когда их ребенок учится писать свое имя, однако не стоит надолго останавливаться на достигнутом, важно продолжать развивать навык письма. И начинать стоит с совместной работы.

Попросите ребенка описать картинку и запишите его рассказ. Вместе найдите знакомые ребенку буквы. Ведите совместный дневник, в котором будете записывать все хорошее, что произошло с вами за день. Так ребенок научится излагать свои мысли. Как только он сможет писать отдельные слова, предложите ему не только диктовать вам, но и писать самому. Такой дневник не только будет развивать полезный навык письма, но и станет настоящим семейным сокровищем годы спустя.


5.Интересуйтесь тем, что происходит в школе

Дети умеют считывать эмоции своих родителей. И если родитель по-настоящему заинтересован школьной жизнью своего ребенка, этот интерес передастся ему. Спрашивайте, что нового узнал ваш ребенок в школе. Интересуйтесь его делами, но не критикуйте.

Вместе просматривайте проверочные и контрольные работы, анализируйте результат. Обращайте внимание на то, как ваш ребенок относится к выполнению домашнего задания. Задавайте ему открытые вопросы, предполагающие развернутый ответ, а не только да/нет. Будьте в курсе оценок вашего ребенка и узнавайте у учителей о его успеваемости.

6.Создайте учебную зону

Неважно, делает ли ребенок уроки за кухонным столом или за собственной партой. Важно, что место и время должны быть отведены под учебу, а все необходимое должно быть под рукой. Если родитель выделяет место и устанавливает время для домашней работы, он показывает ребенку, что его дела принимаются всерьез.

Сокращайте количество отвлекающих факторов, вроде работающего телевизора или звонящего телефона. Периодически интересуйтесь, как ребенок справляется с заданием. Нет необходимости постоянно сидеть с ним и следить за каждой буквой, ему будет достаточно знать, что вы придете на помощь в случае необходимости. Не забывайте радоваться успехам ребенка, позитивное подкрепление от родителей очень важно для него.

Оригинал: Marie Hartwell-Walker - 6 Ways to Keep Your Kids Excited about School

Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна

По мере взросления каждый ребенок, начиная с самого рождения, делает выводы о себе в первую очередь со слов окружающих и в зависимости от их отношения. Наиболее остро этот вопрос встает, когда ребенок приходит в школу, в новый коллектив, но основные переживания наступают в подростковый период.

Заинтересовать ребенка, чтобы ему понравилось учиться, часто не так просто. Родителям приходится прикладывать к этому немало времени и сил. Когда заканчиваются терпение и фантазии на помощь приходят психологи.

Ваш малыш отказывается от еды? Ваш ребенок плохо ест, и вы не можете добиться, чтоб малыш съел хоть что-нибудь? Питание ребенка – это больная тема для вашей семьи? Вы не одиноки в этой проблеме. Многие родители очень обеспокоены тем, что их ребенок то ест, то не ест совсем. Эта проблема столь же важна и актуальна, как и обеспечение безопасности детей дома. И что же делать, чтобы избежать сражений с малышом при каждом приеме пищи?

Неконтролируемые вспышки гнева, необузданная ярость – такие чувства не красят никого. Особенно если взрослые кричат на детей. Знакомо? «Остывая» и вспоминая потом свои необузданные вспышки гнева, возникает неудовлетворенность собой и острое чувство вины по отношению к своему чаду. Как справиться с приступами агрессии и быть спокойными родителями?

В современном мире сводные семьи - распространенное явление. Общество спокойно относится к новым бракам между супругами, у которых уже есть дети. Однако, для детей это большой стресс. Нередко объединение двух семей приводит к соперничеству между сводными братьями и сестрами.